Помимо трансформации и модернизации Актауского морского порта аналогичные процессы идут и на других крупнейших логистических объектах страны.
В частности, перемены происходят и в Международном центре приграничного сотрудничества «Хоргос» и в сухом порту «KTZE-Khorgos Gateway», также как и МЦПС являющегося частью специальной экономической зоны «Хоргос-Восточные ворота» (фактически занимающий 1/3 таковой) с операторами в лице ТОО «KTZE-Khorgos Gateway», ведущей свое происхождение от АО «КТЖ» и арабской компанией «DP World», и входящей в СЭЗ индустриальной зоне. (Расположение этих объектов и их связь между собой для наглядности можно увидеть на общей схеме СЭЗ).
В начале мая этого года постановлением правительства государственный пакет акций АО «Управляющая компания СЭЗ «МЦПС «Хоргос» был изъят из республиканской собственности и передан в собственность коммунальную. Теперь его полноправным владельцем является акимат Жетысуской области, которому очевидно и предстоит решить большинство поставленных задач по модернизации работы Центра и разобраться с накопившимися проблемами.
О том, что предстоит изменить на МЦПС «Хоргос», и о его текущем состоянии (напомним, что работа Центра возобновилась 24 апреля этого года после трехлетнего перерыва) мы поговорим чуть позже, а пока вкратце вспомним основные вехи его биографии.
О создании многофункционального (в связке ж/д и автоперевозки) логистического центра на казахстанско-китайской границе с целью расширения торгового, экономического и инвестиционного сотрудничества впервые заговорили еще в 2002 году, во время официального визита президента Нурсултана Назарбаева в КНР. Затем, в 2004 году было подписано соответствующее рамочное соглашение о создании Международного центра приграничного сотрудничества, а через год, в марте 2005 года, к нему добавилось межправительственное соглашение о совместном регулировании его деятельности.
Реализация проекта происходила в рамках программы новой экономической политики «Нурлы Жол» и стратегии «Один пояс – один путь».
Территория МЦПС «Хоргос» составляет 528 гектаров, из которых 343 гектара принадлежат китайской, а 185 гектаров – казахстанской стороне.
Согласно оглашенным тогда правилам: «Для посетителей предусмотрен тридцатидневный безвизовый режим, который означает свободное перемещение лиц, товаров (грузов) и транспортных средств между казахстанской и китайской частями МЦПС «Хоргос». Единственное условие – «С какой стороны Вы зашли, с той и должны выйти». При этом, товар, вывозимый на территорию Казахстана, не облагается таможенными пошлинами, если его стоимость не превышает 1500 евро, а вес не более 50 кг».
В 2011 году прошла еще одна реорганизация путем создания СЭЗ «Хоргос-Восточные ворота». Согласно подписанному в ноябре 2011 года указу президента, в состав СЭЗ вошли как непосредственно МЦПС, так и транспортно-логистический комплекс «Сухой порт», где переставлялись контейнера на поезда КНР, которые едут по более узким рельсам, чем казахстанские поезда, а также индустриальная зона (в которой допускалось функционирование любой обрабатывающей промышленности за исключением производства напитков, табачных изделий, мебели и печатных изданий).
Основными целями СЭЗ, в частности, являлись «создание эффективного транспортно-логистического и индустриального центра, обеспечивающего интересы торгово-экспортной деятельности и реализации транзитного потенциала Республики Казахстан, а также способствующего развитию экономического и культурного обмена с сопредельными государствами; осуществления интеграции казахстанской продукции в общемировую систему производства и сбыта, создания инновационной, конкурентоспособной отечественной продукции в соответствии с международными стандартами; ускоренного развития региона для активизации вхождения экономики республики в систему мировых хозяйственных связей; повышения занятости населения». Общая территория СЭЗ составила 4 591,5 гектаров.
Впоследствии произошло еще несколько реорганизаций.
Например, к 2015 году, логистический пункт «Сухой порт» (ранее фактически представлявший из себя небольшую грузовую станцию) стал официально называться «Транзитный хаб «KTZE-Khorgos Gateway», и в течение весьма короткого времени там кардинально модернизировалась и расширилась его инфраструктура.
«Крупнейшийсухой порт в Центральной Азии, площадью в 102,8 гектара является альтернативой морским логистическим хабам. Терминал оказывает полный спектр услуг в сфере обработки, хранения и перевалки грузов, следующих через казахстанско-китайскую границу. Маршруты из Китая в Европу, Россию и Центральную Азию традиционно являются самыми востребованными через территорию Казахстана. Это единственный терминал в Казахстане, где на балансе имеется своя железнодорожная инфраструктура, ж/д станция «Промышленная», подъездные пути, терминалы, а также сортировочная станция. На территории сухого порта расположены железнодорожные пути протяженностью в 24 километра, шесть подъездных путей на контейнерном терминале для погрузочно-разгрузочных работ, специализированная площадка для единовременного хранения более 18 тысяч двадцатифутовых контейнеров), собственная мастерская по ремонту и обслуживанию спецтехники. Уже в следующие два года планируется переработать более 200 тысяч контейнеров» – рассказывалось в презентационном бизнес-описании объекта.
И наконец, в 2016 году было торжественно объявлено о том, что СЭЗ «Хоргос-Восточные ворота» заработала на полную мощность. Или на почти полную, так как основные целевые индикаторы датировались 2020-м годом: «Общая стоимость СЭЗ – 83,3 млрд. тенге, из них 36,8 млрд. тенге из республиканского бюджета и 46,5 млрд. тенге – собственные средства КТЖ, в основном они тратятся на сухой порт. Плановый целевой объем обработки грузов к 2020 году, когда СЭЗ окончательно выйдет на полную мощность, – 4,4 млн, тонн в год. В период строительства инфраструктуры будет задействовано 939 рабочих мест, а в период функционирования СЭЗ к 2020 году предполагается создания порядка 10 тысяч рабочих мест…» – рассказывал представителям республиканских изданий управляющий директор фонда «Самрук-Қазына» Нурлан Рахметов в июне 2016 года.
На происходящее позитивно реагировали даже СМИ дальнего зарубежья, периодически публиковавшие вполне комплиментарные репортажи:
«В 2010 году в Хоргосе не было ничего – степные просторы, ведущие к подножию покрытых снегом гор. За семь лет на этих песках вырос сухой порт стоимостью 250 млн. долларов – «Хоргос – Восточные ворота». Расположенный на границе Китая и Казахстана, он стал одним из главных пунктов приема поездов, следующих через всю Евразию, – из Китая в Европу. И речь не идет о железнодорожной станции и нескольких складах – вокруг сухого порта построен новый город, а создатели утверждают, что возводят «новый Дубай». Казахские власти хотят сделать из него один из главных транспортных хабов мира – сердце нового Шелкового пути…» – в частности, рассказывалось в одном из репортажей Русской службы BBC.
Примерно аналогична была тональность статьи и в американской газете «The New York Times», где автор отметил растущую роль Казахстана и Китая в мировой торговле:
«Крупнейшая компания Китая по грузовым перевозкам «China Ocean Shipping Company» (COSCO), стала владельцем 49-процентной доли в сухом порту «Хоргос» в юго-восточном Казахстане. Здесь, где китайские краны загружают контейнеры на поезда вместо кораблей, Китай и Казахстан держат в своих руках то, что они видят новым рубежом в глобальной торговле. Кроме того, через расположенный там же пункт приграничного сотрудничества, каждый день около 4 тысяч посетителей из Казахстана и 10 тысяч – из Китая посещают свободную торговую зону в Хоргосе, надеясь купить беспошлинные товары...»
Казалось бы, можно было только жить и радоваться, но суровая действительность периодически вносила неприятные коррективы в общую идиллическую картину.
Десять лет «беспредела»
Сводки правоохранительных органов и специальных служб неумолимо свидетельствовали о том, что, начиная примерно с 2011 года, контрабанда и поборы стали на этом приграничном участке (речь идет о переходе МЦПС) привычным явлением, а уровень коррупции среди персонала все больше напоминал организованные преступные группировки. Незаконные «зеленые коридоры», отпуск груза без необходимых документов, бесчисленные «помогайки» стали, казалось бы, неотъемлемой частью жизни Международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос». Не помогали и бесконечная смена руководства, и постоянные аресты, и даже целые спецоперации.
В качестве наглядного примера можно вспомнить знаменитое «хоргосское дело» о сложной схеме контрабанды товаров из Китая в Казахстан, начавшееся раскручиваться еще в 2011 году, с последующим судебным процессом (в более 160 заседаний), открывшимся в июне 2013 года.
Как тогда установило следствие, действовавшая на Хоргосе организованная преступная группировка на систематической основе занималась контрабандой, пользовалась покровительством со стороны сотрудников КНБ, таможни и полиции, которые, помимо прочего, устраняли ее конкурентов.
Согласно приговору, были осуждены на срок 17 лет два теперь уже бывших полковника КНБ, несколько их коллег званием пониже получили по 15–16 лет. Получил срок в 14 лет и бывший начальник таможни Алматинской области, попутно лишившись звания полковника таможенной службы. И так далее, заканчивая различными таможенными брокерами и просто бандитами (иногда обвиняемые сочетали эти два занятия воедино). Всего же на скамье подсудимых оказалось около 50 человек (впрочем, сейчас вроде следователи и подсудимые по этому делу меняются местами).
Правда, как показала практика, суровость приговоров никого особо не остановила, так что аресты с последующими судами продолжались на «Хоргосе» практически ежегодно. Иной раз ситуация даже перерастала в попытки организации массовых беспорядков, когда толпы «сочувствующих» пытались отбить у сотрудников антикоррупционных ведомств «проштрафившихся» таможенников, как это было в апреле 2015 года.
Одним из последних «громких дел» стал арест в сентябре 2016 года президента Международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос», пойманного с поличным при получении взятки в миллион долларов США за покровительство в строительстве гостиничного комплекса на территории СЭЗ.
На этот раз, впрочем, обошлось без осуждения. Подозреваемый (а впоследствии подсудимый) вину полностью признал, «деятельно раскаивался», деньги вернул, по месту жительства и работы характеризовался положительно. Так что, по ходатайству прокурора, суд счел возможным обвиняемого от уголовной ответственности освободить. Да и его подельников тоже (тем более, там еще и дети на иждивении имелись).
Правоохранители поудивлялись, а чуть позже начали очередную выемку документов в АО «МЦПС «Хоргос».
В сообщении о проведении следственных действий сообщалось, что поводом для этого послужило заявление ряда граждан Китая, которые указывали на искусственные барьеры в работе, незаконное предоставление земельных участков под коммерцию, поборы с предпринимателей, провоз контрабандных грузов, организацию на приграничной территории подпольного казино, незаконное строительство отеля… Тогда же, в едином реестре досудебных расследований было зарегистрировано очередное уголовное дело в отношении нескольких ответственных сотрудников АО «МЦПС «Хоргос» по факту злоупотребления должностными полномочиями…
В конце января 2020-го года на расширенном заседании правительства жестко раскритиковал работу МЦПС президент Касым-Жомарт Токаев. Глава государства отметив, что Международный центр приграничного сотрудничества, мягко говоря, не может похвастаться высокой эффективностью, поручил «адаптировать меры таможенно-тарифной, нетарифной и налоговой политики к нуждам реального сектора».
Примерно тогда же в очередной раз сменилось правление МЦПС «Хоргос» вплоть до председателя.
Впрочем, новому начальству доказывать свою эффективность тогда не пришлось – началась пандемия (кстати, в период карантина единственным работающим объектом СЭЗ остался лишь сухой порт, ставший как перевалочной базой, так и площадкой для отстоя для автотранспортных средства, перемещавшихся через пропускной пункт «Нурлы-Жол», что позволило избежать чрезмерного «затоваривания» фур)…
Либо по-новому, либо никак?
В очередной раз к вопросу оценки эффективности и общему «разбору полетов», вернулись через год. Сначала, в январе 2021 года работу СЭЗ в целом и СЭЗ «Хоргос-Восточные ворота» в частности в очередной раз подверг критике глава государства, потребовавший наведения порядка на таможне на границе с Китаем, назвавший происходящее там «хорошо известным» бардаком и отметивший, что на неэффективные СЭЗ не должны тратиться бюджетные деньги и они должны быть ликвидированы, а затем была создана межведомственная рабочая группа по проверке деятельности этих субъектов, в которую помимо министерств и агентств вошли и представители Счетного комитета.
На заседании рабочей группы, проходившей в июне 2021 года под председательством тогда еще вице-премьера Алихана Смаилова, в числе прочих был поднят вопрос целесообразности дальнейшего функционирования отдельных СЭЗ, в том числе на МЦПС «Хоргос».
Правда, в защиту Специальной экономической зоны выступили в Комитете индустриального развития министерства индустрии и инфраструктурного развития, где сообщили, что «по «МЦПС «Хоргос» предварительный анализ показал: все проблемные вопросы касаются самого центра, а не режима СЭЗ как такового».
И в несколько туманной формулировке предложили вариант решения вопроса: «Наблюдается отсутствие точечного сфокусированного подхода к развитию разных режимов, что привело к недостижению качественных показателей как в СЭЗ, так и в самом центре. Учитывая, что основной целью создания СЭЗ является развитие обрабатывающей промышленности, а не торговли, МЦПС «Хоргос» будет более эффективен в случае точечного сфокусированного подхода к развитию режима самого центра, что приведет к достижению качественных показателей…»
Короче говоря, в любом случае требовалось определенное переформатирование (ну и модернизация, конечно) иначе, при пессимистичном сценарии, мог даже рассматривается вопрос о расчленении СЭЗ и выделении, например, того же сухого порта «KTZE-Khorgos Gateway» в полностью автономную структуру.
Пока разрабатывалась новая концепция работы как СЭЗ в целом, так и МЦПС в частности, руководство «Хоргоса» предпринимало определенные усилия для того, чтобы использовать вынужденный простой для приведения в порядок своего хозяйства. Так, в 2022 году тогдашний председатель правления АО МЦПС Кахарман Джазин (назначенный на это место взамен работавшего на этом посту с 2021 года Ерлана Жайлаубая, который, в свою очередь, сменил назначенного в 2020 году Динмухамеда Абсаттарова) отчитался о том, что в центре провели ремонт для улучшения приема посетителей и комфортного пребывания туристов. «Металлические ограждения заменили на стеклянные перегородки, на каждую кабину паспортного контроля были установлены тепловизоры. Кроме того, установили турникеты, произвели капитальный ремонт санузлов. Для туристов, предпочитающих беспрепятственный проход за дополнительную плату, построили бизнес-терминал. Обновили систему кондиционирования зала, а также всю территорию оснастили видеокамерами и освещением», – рассказывал глава Центра корреспондентам республиканским СМИ.
С начала 2023 года модернизацию продолжил новый и.о. председателя правления АО Биржан Жилкайдаров, который по данным газеты «Время» занялся обновлением автобусного парка, терминалов и билетных касс.
Кроме того, им было сообщено о разработке Стратегии развития на 2023–2025 годы и советующей концепции:
«В рамках этой стратегии концепция развития будет направлена на развитие торгово-туристического кластера. А также есть генеральный план СЭЗ «МЦПС «Хоргос», в котором предусмотрены инвестиционные проекты, такие как, торговые центры, гостиничные комплексы, развлекательные комплексы и т д. В целях повышения инвестиционной привлекательности, мы планируем проводить мероприятия по привлечению инвестиций для реализации данных инвестиционных проектов. Мы придерживаемся принципа прозрачности и все поступающие проекты рассматриваем с максимальной объективностью…»
Между тем, стало известно о том, что намеченное на начало года возобновление работы казахстанской части МЦПС оказалось отложенным на неопределенный срок (причиной была названо неразрешенность некоторых технических вопросов и согласовательных процессов с государственными органами РК).
Еще через пару месяцев было объявлено, что открытие все-таки состоится до конца марта текущего года.
Обнадежившись эти известием, корреспонденты деловых изданий съездили на место и выяснили, что пока состояние ряда объектов МЦПС к сожалению оставляет желать лучшего
Например, за время простоя так и не был достроен «Город ремесленников» (его открытие планировалось в 2020 году; по планам в павильонах «города» предприниматели из Грузии, Кыргызстана и других стран могли бы и торговать сувенирами и аналогичной продукцией, созданной по принципу «Hand-Made»), а также многофункциональный комплекс «Резон-Проект», включающий в себя расположенные почти на трех гектарах земли гостиницу, ресторан и торговый центр.
Как пояснили в компании: «Резон Проект» в 2016 году начал возводить консорциум казахстанской и китайской компаний, инвестиции составили 2 млрд. тенге, ожидаемый срок окупаемости – восемь лет. В 2018 году открылась гостиница для туристов, а в начале 2020 года планировалось открыть остальные объекты. Но они, как и «Город ремесленников», были заморожены на три года на самой последней стадии строительства. Владельцы «Резон Проекта» сообщили, что потеряли в результате вынужденного простоя по меньшей мере 100 млн. тенге».
Не в лучшем состоянии оказались и ряд других объектов, включая расположенный в ТЦ «Самрук» белорусский Duty Free, владельцы которого не смогли вывести свою продукцию (включая скоропортящуюся) в момент закрытия в 2020 году, и получили доступ к складам лишь в марте этого года.
Обновление было заметно в пропускной зоне (там произошло оснащение освещением, установка видеокамер и вентиляторов). Кстати, средства на ремонт были выделены из республиканского бюджета в рамках модернизации пограничных пунктов.
«Главное условие модернизации – люди будут комфортно проходить. Раньше были огромные скопления людей, хаотичные движения, очередь. Мы теперь хотим путем внедрения современных методов контролировать поток этих туристов», – рассказывал журналистам директор департамента инвестиций и маркетинга МЦПС «Хоргос» Асет Байгараев.
Также он сообщил, что после открытия Центр планирует принимать до трех тысяч человек в день. «В этом году у нас задача довести поток туристов до уровня 2019 года. Далее планируем ежегодно увеличивать поток на 10%. В целом мы должны в течение трех лет достичь 10 млн. человек в год как с китайской, так и с казахстанской стороны в общем».
Ожидается и изменения в правилах. Так, по словам Асета Байгараева, до 1 апреля 2023 года из «Хоргоса» еще можно будет беспошлинно вывезти покупки на одну тысячу евро и весом не более 31 килограмма, а после начнут действовать новые нормы провоза багажа для личного пользования: его стоимость не должна превышать 500 евро, а вес не должен быть больше 25 килограммов...
Впрочем, и эти новости оказались немного преждевременными, так как открытие «Хоргоса» было перенесено еще на месяц и наконец состоялось в 20-х числах апреля.
Правила действительно изменились, что вызвало определенное недовольство у некоторых предпринимателей, которые тут же заявили, что новые нормы якобы действуют в ущерб отечественному бизнесу и отметили разницу в условиях для граждан Казахстана и Китая.
На это представители МЦПС ответили, что, согласно новой Стратегии, МЦПС «Хоргос» предназначен не для коммерции, а для развития туризма:
«Наш центр предназначен исключительно для развития туристического потенциала. Этот центр необходимо использовать как площадку для развития внутреннего туризма Казахстана. В том числе центр был предназначен для торгово-экономического обмена между двумя странами. Соответственно, не для коммерческих, не для предпринимателей. То есть он никак не был предназначен для вывоза товаров для последующей реализации на территории Казахстана…», – решительно заявил директор департамента инвестиций и маркетинга Асет Байгараев.
Эту информацию подтвердили и в акимате Жетысуской области, подчеркнув, что «отныне на территории центра не будет осуществляться таможенное оформление товаров в больших объемах. На грузоперевозки введен запрет».
Так что, речь может идти лишь о товарах для личного пользования и в строго установленных объемах…
Таким образом, начиная с этого года, основная коммерческая деятельность на Хоргосе будет осуществляться только через сухой порт «KTZE-Khorgos Gateway» (где в конце прошлого года было открыто второе перегрузочное место, что в теории позволит увеличить площадь порта в два раза).
Возможно, в этом году увеличится и общее количество участников СЭЗ, базирующихся в индустриальной зоне (в настоящее время таковых номинально насчитывается порядка 30 юридических лиц, хотя за счет кого это произойдет, пока ответственными лицами не объявлялось).
Но на этом вполне возможно реорганизации не закончатся. Ведь вопрос повышения эффективности самой СЭЗ (где на одном полюсе неуклонно увеличивающий объемы сухой порт, а на другом – не сильно «раскачавшаяся» индустриальная зона и МЦПС с несколько туманными экономическими перспективами) так и не снят с повестки дня.
Но в целом, транспортно-логистическая структура страны явно ожидает нового импульса развития. В том числе и в китайском направлении.
«За последние 15 лет наша страна инвестировала в эту отрасль 35 миллиардов долларов. Мы создали казахско-китайский логистический центр в порту Ляньюньган. Открыли новые железнодорожные маршруты. Начал работу сухой порт «Хоргос – Восточные ворота». На Каспийском море создана современная инфраструктура. Можно сказать, что эти меры являются частью проводимой работы. В прошлом году между двумя странами было перевезено 23 миллиона тонн грузов по железной дороге. Это беспрецедентный показатель. Транзит грузов в первом квартале текущего года увеличился на 35 процентов и превысил 7 миллионов тонн…» – сообщил президент Касым-Жомарт Токаев в ходе церемонии запуска строительства еще одного совместно казахстанско-китайского логистического проекта – сухого порта города Сиань, прошедшей в середине мая этого года.
Новый хаб широкого профиля (от перевозки, автомобилей, электроники и компьютерных компонентов, до пищевых и сельскохозяйственных продуктов) будет достаточно разветвленным и способным организовывать поставки в самые разные направления – от Европы до Ирана и Турции.
Впрочем, пока еще это по сути лишь проект, так что основной упор скорее предстоит делать на полноценное развитие уже имеющихся мощностей. Причем, с немалым переустройством таковых.
Заказать грузоперевозки Астана
Источник: turanpress.kz